27.06 - 27.07.2019
Выставка декоративно-прикладного искусства
"На своем берегу"
Рецензия на выставку
С 27 июня по 27 июля 2019 года в Городском выставочном зале Петрозаводска проходила выставка Гильдии мастеров ДПИ Карелии «На своем берегу». Участниками выставки выступили более 70-ти мастеров, работающих в различных техниках декоративно-прикладного искусства, — в основном члены Гильдии, но и не только. Нужно отметить, что не все приглашенные к участию проявили интерес к тому, чтобы публично представить плоды своей творческой деятельности за последнее время: кто-то отказался по объективным причинам, кто-то не посчитал нужным, не захотел. Тем не менее, можно сказать, что на выставке мы увидели результаты творчества мастеров, занимающих наиболее активную позицию в отношении развития и продвижения в широкие общественные массы такого культурного явления, как современное декоративно-прикладное искусство Карелии. Выставка, конечно, один из самых простейших способов продвижения, но он, если можно так выразиться, живой и, в этом смысле, довольно эффективный, особенно если имеет регулярную основу. Выставка позволяет обобщить результаты как большого общего труда, так и каждого мастера в отдельности, но как части общего, а именно: отметить творческие и технологические находки, удачи, увидеть ошибки, проблемы, выявить тенденции, наметить пути развития. А еще выставка — это возможность энергетически творчески зарядиться, причем как для самих мастеров, так и для посетителей выставки, многие из которых нечужды этому самому искусству хотя бы в качестве любителей, а некоторые в будущем, возможно, окажутся в рядах Гильдии.
Теперь о выставке. Она получилась разнообразной, очень насыщенной. В отношении анализа выставочных работ, представляющих результаты творчества мастеров за последнее время, нет необходимости останавливаться на каждой. С одной стороны, многие из участников выставки на протяжении всей своей многолетней творческой деятельности придерживаются определенной авторской линии, эти мастера добились определенных высот, являют постоянство в демонстрации качества своего художественного и технологического мастерства, тем самым составляя стабильную основу ДПИ Карелии, которая всегда нужна и важна.

С другой стороны, есть ряд авторов, произведения которых вполне удовлетворяют выставочным требованиям, приятны глазу, но не вызывают какого-то особенного отклика в душе «эстетствующего зрителя», поэтому остановлюсь отдельно на тех, кто удивил, и на том, что удивило, в разных аспектах этого слова. Отмечу только, что несколько художников-мастеров были близки к тому, чтобы удивить неким «новым словом» в современном декоративно-прикладном искусстве нашего края, но в чем-то «не дотянули».
Хочется начать, вероятно, как раз по причине отклика в душе «эстетствующего зрителя», с костюмов Анастасии Баландиной. В них удивительно то, как та самая «народная традиция» пропущена через творческое видение автора, его весьма тонкий вкус и явный настрой на актуализацию традиции в современном мире. Во всем: силуэте, сочетании фактур тканей, сотканных на ручном станке, узорном и цветовом решении - этакая тонкая простота. Сначала хочется охарактеризовать стиль костюмов как «деревенский изыск», тем более что их названия «Пудожская крестьянка» и «Заонежские напевы» как будто подводят к этому. Но при чуть более длительном рассмотрении понимаешь, что тут все интереснее — стилистическая загадка, для разгадки которой надо включить сферы сознания, ответственные за эстетическое восприятие. Названия костюмов - это формулировка образов или, скорее, источников вдохновения. 

Анастасия Баландина (Петрозаводск)
Пудожская крестьянка. 2018/19 Хлопок, лен, полулен, ткачество, ручное шитье
Житель современной деревни их просто не поймет. Они для представителя творческой интеллигенции и, пожалуй, именно для художника-мастера: не только для презентации, но для повседневного ношения с комфортным ощущением себя в жизни. Эти костюмы можно отнести к этническому стилю в моде, они «носибельны» и, судя по всему, в таком качестве задумывались мастерицей. Возможно, для полноты впечатления не хватает аксессуаров, обуви, что можно было увидеть в представлении костюмов заслуженного мастера своего дела Ирины Порошиной, но для первого появления на выставке чистота образов, пожалуй, даже предпочтительнее, так как наличие аксессуаров неизбежно повернуло бы их в определенную стилистику.

Анастасия Баландина (Петрозаводск)
Заонежские напевы. 2018/19 Хлопок, полулен, ткачество, ручное шитье
Не устают удивлять мэтры своего дела — художественной обработки бересты, - супружеская чета Титовых: Ирина — в плетении, Владимир — в пластовой бересте. Удивительно, что даже сама береста мастеров какая-то особенная — «мясистая», сочная, словно мерцающая каким-то внутренним светом. Для себя давно определяю ее как «титовскую». Полагаю, что здесь кроются «секреты мастера» по сбору, обработке и хранению материала, которые даются только постоянной практикой. В последнее время Титовы специализируются на создании реплик музейных экспонатов — несомненно важном деле для сохранения нашего наследия. На выставке они представили себя прежде всего репликами. Понятно, что мастера просто воссоздают «потрепанные временем» музейные предметы в своем первоначальном виде, но сложно отделаться от мысли, что класс их мастерства выше, чем у умельцев прошлого. Качество плетения Ирины столь безупречно, что даже ее коллеги по ремеслу не устают удивляться, что это сделано хрупкими женскими руками. А изделия, выполненные Владимиром в технике пластовой бересты, особенно когда они так компактно все вместе предстают перед зрителем на выставке, - просто услада для взора и ума, действительно, воплощение постулата «польза, прочность, красота»! Когда-то очень давно древниримский архитектор Витрувий изрек эту мысль по поводу архитектуры. Но чем туеса Владимира Титова не сказочные берестяные терема?
Безусловно, украшение выставки — арт-объект «Лесная трель» Любови Даясовой, практически мгновенно успевший обзавестись народным названием, что значит «задело за живое», - «гламурные птички», причем такое определение дано зрителем без всякого намека на пренебрежение, без иронии или сарказма, а с добрым юмором. Наши родные птички словно слетали в заморские страны, впечатлились их модой и вернулись в этаком восточном оперении. Такое впечатление, что и трель их теперь будет с нотками восточных мелодий, а порхание - в стиле танца живота. Птицы сваляны мастерски, а за счет материала и замечательно проработанных деталей (глаз, клювов, лап) выглядят особенно живо. Узоры вышивки бисером выразительны, композиционно угаданы и с чувством меры — каждая, даже самая маленькая, бусинка на своем месте. Вероятно, поэтому единство и борьба противоположностей - валяние шерсти и вышивка бисером — здесь принимаются зрителем, хотя в тех же критикуемых всеми валенках — это часто безвкусица, граничащая с вульгарностью. Подача продумана до мелочей: форма дерева, оформление его основания, перышки-листочки с ненавязчивыми, но видимыми надписями, указывающими названия птиц, присутствие на стволе и веточках стеклянных камешков, бусин и бисера, которые то ли как смола, то ли как капельки росы. Ничего нарочитого, все очень естественно, органично и гармонично. Замечательная авторская задумка, виртуозное мастерское исполнение впечатляют!

Любовь Даясова (Петрозаводск)
Лесная трель. 2019 Шерсть, сухое валяние, бисер, бусины, пастель
Всегда найдет, чем удивить художник-мастер кукол Любовь Малиновская. В сложносоставном произведении под названием «Карельское чаепитие» ею созданы куклы, а композиция в целом, как следует понимать, — «дело рук» ее режиссуры, осуществить которую помогли несколько мастеров других направлений. Невозможно оторвать глаз от этого действа — именно действа, так как, по-моему, даже у взрослого зрителя настолько начинает работать воображение, что остается только сожалеть, что экспонаты на выставке нельзя трогать руками. Всё - от кукол до бисиринок-морошек в корзинке - такое теплое, живое, словно светящееся любовью к своему делу каждого мастера, приложившего к этому руку. Нет сомнений, что такой «игровой набор» впечатлит даже современных детей, и, как только он окажется у них в руках, они, думаю, с удовольствием вспомнят все то, что им рассказывали об устройстве-укладе крестьянской семьи в былые времена на таких скучных для многих занятиях по традиционной культуре в садике, школе или на экскурсии в музее. А художественная составляющая «Карельского чаепития» не только не умаляется желанием поиграть, но ею же во многом обусловлена, так как старинная народная традиция создания тряпичной куклы преподносится в тактичной творческой обработке с ненавязчивой, но ощутимой авторской эстетикой.
Любовь Малиновская (Петрозаводск)
Карельское чаепитие. 2019 Смешанная техника При участии: И.Титова — берестоплетение, Е.Бабкина — керамика, И.Кагачев — резьба по дереву, Н.Толошинова — ткачество, М.Ланец — бутафория.
Любовь Малиновская (Петрозаводск)
Карельское чаепитие (фрагмент). 2019 Смешанная техника
Любовь Малиновская (Петрозаводск)
Карельское чаепитие (фрагмент). 2019 Смешанная техника
Говоря о куклах, невозможно обойти вниманием композицию «Карельский пастух и овечки» Маргариты Керн. Да, не грандиозно, но удивляет, умиляет и искренне веселит. И даже если животные, выполненные таким образом, это не чисто авторская идея, то все равно воплощение удалось на славу. Каждый персонаж со своим клубочно-шерстяным характером!
Удивило и даже поразило панно «Калевала» по мотивам картины В. Фомина, выполненное участницами клуба «Лоскутная жизнь» Ольги Токуновой. Удивление не в том, что мастерицы решили обратиться к творчеству известного художника, произведения которого отличает столь яркая декоративность и они просто напрашиваются к исполнению в некоторых техниках декоративно-прикладного искусства, но в том, что они не побоялись взяться за столь масштабное, можно сказать, монументальное произведение и добились в этом успеха.
Клуб «Лоскутная жизнь» Ольги Токуновой (Кондопога).
Панно «Калевала» по мотивам работы В.Фомина. 2017 Хлопок, лен, машинная сборка, простёгивание
Контуры рисунка лоскутной композиции в основном соответствуют оригиналу, в остальном сделаны тактичные преобразования «под технику» и изменения в цвете, добавлено обрамление. Понятно, что панно отличается от картины, но ничуть не хуже — оно другое и по-своему очень эффектное. Материал и техника исполнения наделяют произведение богатством фактуры, а мелкий рисунок отдельных лоскутков и стёжки добавляет игры линий, форм и ритмов. Органично изменение общего колорита в более теплую сторону, оно способствует более теплому восприятию этого арт-объекта в целом. Очень удачна рама. Она собирает композицию, несмотря на то что светлая и как будто не цветная, но не перебивает главного, хотя сама по себе интересна - с динамичными ритмами ломаных линий и надписями, которые «не бьют в глаз», но читаются как в прямом, так и в художественном смыслах. 

Клуб «Лоскутная жизнь» Ольги Токуновой (Кондопога)
Панно «Калевала» по мотивам работы В.Фомина (фрагмент). 2017 Хлопок, лен, машинная сборка, простёгивание
Остается сожалеть, что на выставке не было достаточного места для обзора этого арт-объекта. Рецензенту пришлось составлять общее представление по фотографии, на которую композиция все же смогла поместиться полностью благодаря некоторым примененным при фотографировании маневрам.
Очень удивило и порадовало участие в выставке кузнеца. Замечательно, что мастером Сергеем Дружининым было понято и тонко прочувствовано, какие возможности дает художественная ковка в создании столь выразительного эффекта единства и борьбы противоположностей. В его композициях на тему «Жилец глубин» природная пластика тоненькой, зыбкой, колыхаемой подводными течениями травинки-водоросли, воплощенная в холодном жестком, казалось бы, отстраненном от всего живого металле, просто завораживает!
Рядом с кузнецом нельзя не отметить и радостное удивление от присутствия в нашем карельском декоративно-прикладном искусстве мебельщиков. Владимир Бабкин и Игорь Кагачев показали высокий класс мастерства: один - в стиле народной традиции, другой — в «аристократическом». У каждого внесена нотка, а, возможно, и целая мелодия, своего авторского вдохновения.
Удивительно многогранно представлена на выставке керамика. Каждый из мастеров-керамистов со своим индивидуальным творческим почерком, но у каждого удивительное внимание к форме, цвету, фактуре, характеру рисунка, за которыми явно стоят увлеченность и любовь к своему делу. Глядя на сервизы Валерия Иванова и Романа Леонтьева, оцениваешь их практичность, просто любуешься совершенством форм и декора, понимая, что все это уже было, но здесь очень умело творчески переосмыслено и преподнесено. То же можно сказать и о комплекте Юлии Гущиной, но уже больше в ключе современного дизайна посуды. Елена Тимофеева гипнотизирует магией своей эстетики — ей близка благодатная для керамики тема стилизации первобытного искусства. Не менее вдохновляющие природные формы весьма успешно обыграны в работах Катри Аусмес. Елена Бабкина удивила стилевым разнообразием своих произведений: в одних — брутальность образов, в других, наоборот, - мягкость и теплота пластики, в третьих — отсылка к традиции, но не подавляющая авторского почерка. Если говорить о плоскостных керамических композициях, то хочется отметить серию панно для детской «Старинные премудрости» Юлии Гущиной - своего рода, глиняную книжку, где всегда меткие по своей сути русские народные пословицы визуализированы мастером в лучших советских традициях детской книжной иллюстрации, но с использованием декоративных возможностей своего материала.
На выставке невозможно не остановиться у работ Ивана Павлова - настолько они притягательны. Удивительно, как автору удалось свои небольшие ярко-декоративные композиции сделать столь настроенческими. «Остров» с его устойчивым основанием, с церквушкой и домиком с дымком из трубы, деревцами — это островок умиротворения. 
Иван Павлов (Петрозаводск)
Остров. 2019 Стекло, дерево, медь, витраж Тиффани
А в «Скалистом берегу» - тревога: такая фактурная «хищная» коряга с одиноким домиком, с таким же одиноким деревцем на краю, обдуваемом всеми ветрами, и словно зажатым в скалах корабликом! А дымок из трубы уже не умиротворяет. 
Вся композиция поднята в воздух на спице, как бы иллюстрируя ирреальность бытия. Контраст цветного стекла, подчеркнутого темным металлическим контуром, и дерева, подвергшегося всевозможным воздействиям природных стихий, очень выразителен и тоже играет на создание настроения.

Иван Павлов (Петрозаводск)
Скалистый берег. 2019 Стекло, дерево, медь, витраж Тиффани
Конечно, хотелось бы отметить еще многих мастеров, которые, может быть, и не удивили, но доставили массу положительных эмоций от созерцания результатов своего творчества. Но раз уж было решено строить рецензию с позиции удивления, этого и будем придерживаться. Кроме того, нужно уделить внимание и другим аспектам искусствоведческого анализа, тому, что не позволило довести выставку до еще более высокого уровня, чем тот, который она показала, и тому, чего следует избегать в дальнейшем.
Ирина Тиккуева (Олонец)
Колье «Ягодки». 2019 Кожа, пластик
Невозможно придраться к качеству исполнения концертных костюмов Татьяны Могутиной. Идея присутствует, но удивительно то, что воспринимаются они как-то отстранённо — настолько все в них гиперболизировано, холодно и подавляюще, словно они делались под диктовку заказчика без душевного участия и заинтересованности автора. 
Соседствующие с ними костюмы Ирины Порошиной, тоже сценические, особенно подчеркивают это, так как в них столько живой и теплой эмоции автора, как будто они для него - дети родные.
Светлана Ждановская (Питкяранта)
Полотенца. 2007-12 Хлопок, тамбурный шов, настил по сетке, вышивка крестом
Надежда Толошинова (Питкяранта)
Полотенца. 2017 Лен, хлопок, вышивка тамбур, тамбур по сетке, браное ткачество
Светлана Ждановская (Петрозаводск)
Полотенца. 2005-07 Хлопок, шов набором, вышивка по выдергу, настил по сетке
Удивило, что у некоторых мастеров ткачества на изделиях, в первую очередь на половиках-дорожках, откровенно неровные, а порой и «волнующиеся», края, полосы узора идут дугой, сильно вытянуты углы. Понятно, что идеальной ровности не добиться, так как это текстиль и ручная работа, но так, чтобы это было не первым, что отмечается при взгляде на работу, сделать можно. Это доказывает, например, дорожка «Клюквенное болото» Светланы Осиповой, край которой не только ровный, но еще и декоративно обыгран мелкими зубчиками-фестонами.
Мастера ткачества привыкли демонстрировать дорожки-половики, просто развешивая на стены. Видимо, поэтому то, что действительно предназначено для стены, они не преподносят иначе, не выделяют. Зритель даже не сразу понимает, что это не половик, а своеобразный гобелен-картина и на него надо посмотреть несколько другим взглядом. Так, весьма выразительное в лаконичности решения и с таким акварельным настроением пейзажное произведение «Ладога» Юлии Журавлевой несколько потерялось без дополнительного оформления. В то же время это оформление должно не просто быть, а действительно подчеркивать изделие, обогащать впечатление. 

Юлия Журавлева (дер. Рыпушкалицы)
Ладога. 2019 Текстиль, ткачество
Татьяна Федорова, например, поняла эту необходимость, но, к сожалению, пока не добилась успеха: ее композиция «Осень. Зима. Лето. Весна.» выглядит методическим пособием, представляющим набор образцов ткачества.

Татьяна Федорова (Петрозаводск)
Осень. Зима. Лето. Весна. 2018 Шерсть, полушерсть, акрил, узорно-ремизное ткачество
Наконец, хочется отметить, что было бы просто замечательно, если бы фото и даже видео выставленных работ, но на живых моделях и в «живых» интерьерах, представлялись рядом с работами или на специальном мониторе. Это касается как костюмов, украшений и аксессуаров к ним, так и интерьерных и интерьерно-утилитарных предметов, особенно тканых дорожек и лоскутных одеял, которые на выставке подаются совсем не так, как используются в жизни. Понятно, что мастерам пришлось бы тогда задаться организационными вопросами, которые отняли бы у них время от творчества, создания изделий, и потратиться финансово, но зато это был бы уже другой, более высокий, уровень представления своего мастерства и даже, более того, искусства.

Итак, выставка получилась! Она представила широту охвата мастерами земли карельской существующих видов декоративно-прикладного искусства, которых оказалось достаточно много. Она выявила общие направления в подходах мастеров к выражению себя в творчестве и степень присутствия категории творческого (авторского) в работах каждого из них. На выставке зритель смог увидеть произведения мастеров, весьма по-разному подходящих к реализации себя: и тех, что работают в традиции: восстанавливают ее, представляют такой, какой она была в период расцвета, и тех, что только лишь вдохновляются и питаются традицией, в той или иной степени отталкиваются от нее, а именно творчески интерпретируют, актуализируют. Одни при этом находятся в русле традиции, а другие наделяют традицию новыми формами и содержанием вплоть до того, что она лишь угадывается в изделиях при детальном анализе, а преобладает творческая мысль автора, которого уже не назовешь просто мастером без приставки «художник». С успехом показали себя мастера, получившие в свое время творческий импульс не от народных традиций Карелии и России, а от современных тенденций в ДПИ, к которым проявляют интерес художники-мастера в различных странах мира.
Выставка «На своем берегу» - первая выставка Гильдии мастеров ДПИ Карелии и мастеров, идейно примыкающих к ней, столь полно представившая их творчество. Она показала состояние дел на данный момент времени в декоративно-прикладном искусстве нашего края. Пусть она станет точкой отсчета для последующих выставок Гильдии, регулярное проведение которых необходимо, чтобы стимулировать и вдохновлять мастеров на рождение новых творческих идей, постановку новых творческих целей и решение задач, на творческое самосовершенствование. А развитие и продвижение вперед декоративно-прикладного искусства Карелии обязательно будет заметно и мастерам, и публике, и экспертам, если выставки станут традицией.
P.S. Приятно было увидеть на выставке работы предыдущих председателей Гильдии мастеров — Галины Михайловны Дудкиной и Татьяны Евгеньевны Ваян,- которые сейчас проживают за пределами Карелии. Значит помнят и, может быть, даже скучают.
Отрывки рецензии и технические фотографии
искусствоведа Сачуновой Натальи, 2019 г.
Организатор выставки
КРОО "Гильдия мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Карелия"

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website